РЕКЛАМА
Медицинская Республика
НАЙТИ НА САЙТЕ
НОВОСТЬ ДНЯ
"Максимальное снижение заболеваемости ОРИ может быть достигнуто при использовании вакцинации и средств неспецифической иммунопрофилактики”. Заплатников А.Л.
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
РЕКЛАМА
Приложение 16 Программа ФРЕШ формирования здорового образа жизни в школе
Опубликовано : 17-05-2014, 04:50 | Опубликовал: Nalk | Категория: Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний
Приложение 16
Программа ФРЕШ формирования здорового образа жизни в школе
Многие при планировании профилактических программ, особенно касающихся репродуктивного здоровья, исходят из принципа «мы в свое время этого не знали!». Между тем, если ребенку не сообщить информацию по интересующей его теме, то он сам найдет способ получить ее, зачастую в искаженном виде.
Между тем, одного только информирования недостаточно для формирования здорового жизненного стиля. Обязательной составляющей профилактических программ является развитие личностных ресурсов и поведенческих навыков, следовательно возникает необходимость в участии психологов в подобных программах. При решении подобной проблемы должен осуществляться комплексный подход.
Планируя и проводя образовательные программы по формированию здорового образа жизни школьников, необходимо привлекать к ним сверстников, родителей и других значимых взрослых. Любые программы профилактики неэффективны без изменения окружающей школьников среды (рис. П.1). Если не изменить окружение школьников, то оно будет оказывать на них давление. Зачастую это давление негативно и не способствует формированию здорового образа жизни. Особенно часто негативное влияние на школьников оказывают средства массовой информации, Интернет и пример сверстников и взрослых.
Следует помнить, что еще на этапе планирования профилактические программы, должны проходить обязательное согласование. Какими бы безобидными не казались программы формирования здорового образа жизни, все они направлены на изменения стиля поведения детей и подростков, а, значит, затрагивают его психологическую сферу. Обычно программы, направленные на формирование здорового образа жизни должны быть согласованы с:
• родителями (родительским комитетом),
• педагогическим коллективом,
• Департаментом образования территории,
• Департаментом здравоохранения территории,
• Министерством образования и науки РФ,
• Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Каждая согласующая инстанция, орган, имеет свои цели. Так, родители на добровольной основе определяют возможность участия их ребенка в профилактической программе; знакомятся со степенью, глубиной, объемом и способом подачи материала. Особенно это касается программ охраны репродуктивного здоровья. Сама возможность реализации подобных программ должна быть обязательно согласована с родителями, которые должны иметь возможность отказаться от участия ребенка в этих программах в силу личностных, религиозных или каких-либо других убеждений.
Педагогический коллектив рассматривает возможность проведения профилактической программы в данном учебном учреждении, выделяет материально-технические средства для реализации профилактической программы (аудитории, часы и т.д.).
Руководящие органы систем образования и здравоохранения могут выделять средства на реализацию профилактической программы, проводят внешнюю экспертизу, лицензирование программ, а также осуществляют общий контроль и руководство при проведении профилактических мероприятий.
Любая программа профилактики, в том числе, по формирования здорового образа жизни не может строиться по принципу запретов, устрашения или отрицания. Например, в программах по сохранению репродуктивного здоровья слова: «презерватив», «секс», «пол» и т.д. не должны становиться ключевыми.
Основная цель программ профилактики – формирование здорового жизненного стиля и мотивации на здоровьесберегающее поведение. При планомерной реализации этих программ будет происходить формирование ответственности каждого члена общества за свое здоровье и здоровье своих детей.
Обязательно следует учитывать, что любая программа формирования здорового образа жизни должна быть комплексной. Это связано как со сложностью самого понятия «здоровый образ жизни» (рис. П.2), так и существованием множества факторов, воздействующих на здоровье человека (рис. П.3). Только в этом случае формирование здорового жизненного стиля будет являться первичной профилактикой многих заболеваний. При этом под первичной профилактикой подразумевается формирование устойчивости личности и к стрессовым воздействиям окружающей ее среды, обеспечивающее эффективное развитие личности и вследствие социальной среды, ее ресурсов и жизненных навыков.
Первичная профилактика включает в себя:
• Принятие мер по снижению влияния на организм человека вредных факторов;
• Формирование здорового образа жизни:
– создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов, а также путей и возможностей уменьшения этого влияния,
– санитарно-гигиеническое воспитание,
– снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств,
– обучение правильному отдыху,
– привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления;
• Выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов и принятие мер по их устранению;
• Проведение иммунопрофилактики различных групп населения;
• Формирование комплекса мер по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм;
• Оздоровление населения, находящегося под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.
В этой связи само понятие «здоровый образ жизни» меняет свое содержание. Оно начинает включать в себя изменение отношения индивидуума к состоянию личного здоровья, осознание индивидуумом здоровья как одной из ценностей, изменение отношения общества в целом к состоянию общественного здоровья. В данном ключе можно выделить следующие основные составляющие здорового образа жизни:
• Рациональное питание;
• Оптимальная физическая активность;
• Гигиенические мероприятия;
• Отказ от вредных привычек;
• Охрана репродуктивного здоровья;
• Профилактика инфекционных заболеваний;
• Профилактика хронических неинфекционных заболеваний;
• Реабилитационные мероприятия.
Чтобы повысить эффективность формирования здорового образа жизни, при планировании профилактических программ необходимо учитывать исходные знания целевой аудитории. Например, нами при планировании программ обучения профилактике ВИЧ/СПИДа была проведена оценка исходного уровня знаний школьников по данной проблеме. Были установлены удручающие факты. Так, практически все школьники, принявшие участие в анкетировании, не имели систематических знаний по теме ВИЧ/СПИД. Было отмечено, что при возрастании сексуальной активности подростки придерживаются рискованной модели сексуальных отношений. Выявлен рост употребления алкоголя и других психоактивных веществ. При этом более 50% были агрессивно настроены по отношению к ВИЧ-инфицированным. Вследствие этого в обязательном порядке в профилактические программы должны включаться элементы формирования толерантностного отношения к окружающим людям (в частности, к ВИЧ-инфицированным).
Необходимо осознавать, что программы охраны репродуктивного здоровья, профилактики злоупотребления психоактивными веществами и другие профилактические программы могут вызвать нездоровый интерес подростков. Поэтому при их разработке и реализации необходимо активное участие психологов. Любые программы формирования здорового образа жизни, включая программы охраны репродуктивного здоровья, подразумевают участие психологов, т.к. они направлены на изменение установок личности. Минимальный перечень психологических конструктов, усваиваемых на разных уровнях обучения, необходимых для формирования здорового образа жизни, был приведен в разделе 2.9.
Очень важно к программам профилактики привлекать самих школьников и студентов профильных вузов (психологических, медицинских, педагогических и т.д.) в качестве волонтеров. Студенты имеют малую возрастную разницу со школьниками и могут общаться с ними на «одном языке». Однако студенты уже поступили в ВУЗ, т.е. воплотили один из ближайших планов многих школьников, поэтому они одновременно обладают большим авторитом. Тем самым повышается вероятность более легкого восприятия и усвоения преподносимой студентами информации, что приведет к более активному ее применению.
Многие программы формирования здорового образа жизни могут осуществляться за счет инициации творческой активности самих школьников. В рамках специальных тематических уроков можно проводить ролевые игры, осуществлять театральные инсценировки жизненных ситуаций, готовить доклады и т.д. Важным элементом подобной работы является организация научно-проектной деятельности школьников. Она стимулирует школьников к самостоятельной работе, развивает их творческий потенциал, способствует активному усвоению знаний. Например, в рамках реализации пилотной программы обучения профилактике ВИЧ/СПИДа учащимся было предложено самостоятельно подготовить доклады по темам: «Пути и факторы передачи ВИЧ», «Профилактика ВИЧ-инфекции» и др.
Стратегии профилактической работы в учебном учреждении
Наиболее эффективными стратегиями реализации профилактической работы в образовательной среде являются:
11. Просвещение на основе профилактических программ, включенных в учебный процесс, формирование личностно-средовых ресурсов, эффективных стратегий поведения, что будет способствовать формированию ответственности за свою собственную жизнь, осознанный выбор здорового жизненного стиля, приобретение уверенности для противостояния негативному влиянию среды, и минимизацию поведения риска, формирование здоровой системы полоролевой и семейной идентификации личности.
12. Мотивационное консультирование, направленное на формирование мотивации, на изменение проблемного поведения в сторону здорового.
13. Семейное мотивационное консультирование, направленное на изменение проблемного поведения в семье в сторону здорового взаимодействия.
14. Обучение родителей основам воспитания по вопросам здорового образа жизни, в т.ч. сексуального воспитания детей.
15. Создание поддерживающего окружения. Эти стратегии должны гарантировать направление имеющихся ресурсов на расширение прав молодежи на консультативную помощь, программную профилактическую поддержку, медицинское обслуживание и на ликвидацию всех дискриминационных структур и процедур.
16. Охват людей, которые влияют на молодежь. Родители, члены семьи, учителя, старшие люди оказывают большое влияние на молодежь. Когда авторитетные для молодежи люди своими действиями дают пример для подражания и обеспечивают безопасное окружение, доверительные отношения и возможность для самовыражения, молодежь положительно воспринимает инициативы по формированию безопасного поведения.
17. Привлечение молодежи на руководящие роли в противодействии эпидемии нездорового поведения. Для лидерства не существует возрастных ограничений. Молодежь – это ресурс, а не олицетворение проблем. В этой связи необходимо развитие стратегии лидерского и волонтерского движения. Особенно это актуально для ВУЗов, где программы профилактики, в т.ч. ВИЧ/СПИДа должны активно инициироваться и координироваться вузовской молодежью.
18. Мобилизация образовательной системы, которая должна создать основу для всестороннего включения программ профилактики и реализации ее стратегий.
19. Преодоление гендерного неравенства путем защиты прав девушек и расширения перспектив для получения образования и заработка.
20. Недопустимость сексуальной эксплуатации и жестокого отношения к девочкам и мальчикам.
21. Инициирование диалога на деликатные темы. Взрослые и молодежь должны совместно решать вопросы, в т.ч. половой жизни подростков, употребления психоактивных веществ, просвещения в области сексуального здоровья, сексуального насилия, гендерных ролей и общественных традиций.
Формы и методы профилактической работы в учебных учреждениях.
Организационными формами деятельности по профилактике заболеваний в образовательном учреждении могут быть:
• фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история;
• факультативные занятия;
• консультации, организуемые для учащихся и родителей
Дадим краткую характеристику каждой из обозначенных форм работы.
Наиболее массовой формой профилактической работы с учащимися является включение учебных модулей в предметы общеобразовательного цикла. С этой целью необходимо вводить соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана.
Учащиеся могут получить более детальную информацию по проблеме профилактике и научиться навыкам безопасного и ответственного поведения в рамках специально организованных занятий, например, факультативных. Для проведения таких занятий необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами.
Консультации, организуемые для учащихся и родителей, с привлечением специалистов разного профиля, позволяют оказать адресную помощь и дать наиболее востребованную детальную информацию о различных аспектах профилактики.
Вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогической профилактического воздействия является одним из центральных вопросов.
В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста наибольший эффект может принести комбинированное использование элементов различных методов психологического воздействия – арттерапии, сказкотерапии, «классических» дидактических методов и приемов, таких как беседа, дидактические игры и т. д., а также метода групповой дискуссии и ролевых игр, адаптированных для нужд профилактической работы.
Дадим краткую характеристику наиболее подходящим психокоррекционным и дидактическим методам и рассмотрим специфику их применения в работе профилактической работе.
Наиболее адекватным для детей дошкольного и младшего школьного возраста методом психологического воздействия являются сказкотерапия и арттерапия.
Сказкотерапия. Само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе с детьми в рамках профилактики приобщения к психоактивным веществам и половом воспитании обусловлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка. И в то же время, воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, так как затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных «антинаркотических барьеров», наличие которых и признается главным защитным фактором по отношению к возможной наркотизации, а также ценности здорового образа жизни и безопасного и ответственного сексуального поведения.
Эффективным может быть сочетание сказкотерапевтических техник с элементами арттерапии.
Арттерапия – метод, использующийся в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусство.
Основная цель арттерапии – установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка, помогает структурировать его мировоззрение. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с «большим» миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, повышают самооценку и адаптационные способности ребенка, то есть усиливать защитные факторы, направленные на формирование здорового образа жизни.
Поскольку общепризнано, что в детском «конкретном» подходе к миру играет существенную роль активная манипуляция с объектами, особое значение в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста приобретает использование игровых методов, в частности, ролевых и дидактических игр.
Ролевая игра – это метод обучения через практические действия. Фактически ребенку предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить необходимым жизненным навыкам (в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения в наркотизацию или насильственного сексуального контакта).
В работе с детьми значительная роль отводится дидактическим играм. Дидактическая игра может быть и средством и формой обучения и используется при освоении материала в разных видах деятельности детей. Она позволяет обеспечить ребенку необходимое количество повторений определенных действий и информационных материалов при сохранении эмоционально-положительного отношения к выполняемым заданиям.
В рамках информирования о тех или иных заболеваниях детей младшей возрастной группы может использоваться комбинация сказкотерапевтических, игровых и арттерапевтических методов. Так, для большей наглядности можно нарисовать схему, объясняющую работу иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды. Ребенку будет легче понять объяснения, если они будут даваться, например по ходу сказки-игры «Волшебный замок», где организм человека – это замок, в котором живут сказочные жильцы замка (клеточки), есть свои защитники «замка», и «захватчики»-вирусы.
Информирование детей по проблеме здорового образа жизни может проводиться и с использованием традиционных дидактических методов, в частности, рассказа и беседы
Рассказ, объяснение помогают педагогу, психологу донести до детей новый материал.
Беседа предполагает диалог взрослого и детей, дает возможность детям задать интересующие их вопросы, высказать свое отношение к полученной информации.
С помощью словесных методов дети осваивают новые термины, которые постепенно входят в их активный словарь. Как рассказ, так и беседа должны, по возможности, сочетаться с наглядными и практическими методами. Это значительно повышает эффективность усвоения материала, делает его более понятным, доступным.
Наиболее подходящими в профилактической работе практическими методами обучения являются мозговой штурм и групповая дискуссия.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по определенным вопросам. Педагог или психолог предлагает детям высказывать идеи и мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей и мнений, и фиксирует все высказывания детей на доске до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для этого время.
Затем может организовываться обсуждение высказанных идей в группах. Например, с помощью метода групповой дискуссии
Групповая дискуссия – такой способ организации совместной деятельности учащихся под общим руководством педагога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе обсуждения. Использование этого метода в профилактической работе позволяет развить способность ребенка видеть проблему с разных сторон, уточнить собственную позицию по разным вопросам, сформировать навыки конструктивного сотрудничества и принятия группового решения, удовлетворить потребность детей в признании и уважении со стороны сверстников и педагога.
Наиболее оптимальной формой профилактической работы с подростками и молодежью является интерактивный семинар-тренинг. Во время занятий по многим темам следует учитывать психологические трудности аудитории при обсуждении интимных вопросов. Для преодоления этих сложностей важно стимулировать различного рода дискуссии и использовать различные игровые методики.
Во время проведения занятий целесообразно использовать следующие технические приемы: «мозговой штурм», групповую дискуссию, ролевые игры, наглядные методы обучения.
«Мозговой штурм» - способ быстрого включения участников в работу. Ведущий должен быть внимательным и стараться не пропустить ни одного высказывания, так как стеснительным людям бывает трудно высказываться вслух, и если их мнение не было «услышано», они замыкаются и больше не участвуют в занятии. Идеи, высказанные в рамках «мозгового» штурма, могут послужить основой для формирования активной позиции участников по обсуждаемым вопросам, например, с использованием групповой дискуссии.
Групповая дискуссия позволяет всем участникам выразить свое мнение. Это способствует расширении опыта по заданной теме. Кроме того, в процессе дискуссии происходит переоценка не только знаний, но и поведения, формируются новые ценности. Желательно, чтобы количество участников было не меньше 8 человек, но и не превышало 12. Можно разбить группу на подгруппы и определить ведущего в каждой из них.
Формирование и отработка навыков безопасного и отвественного поведения может проводится в рамках ролевых игр.
Ролевая игра – воспроизведение какой-либо жизненной ситуации по тематике занятия. Ролевые игры помогают преодолеть психологические барьеры, когда затронуты интимные вопросы или нужно выразить сои чувства. В то же время в ролевой игре происходит выработка и «апробация» новых навыков. Важно, чтобы участники не играли однотипные роли, и ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то стал «персонажем» в глазах других. Поэтому важно, чтобы во время обсуждения рассматривались не игровые моменты, а чувства участников и трудности при попытке вести себя определенным образом.
Во время занятий хорошо использовать различные иллюстративные, в частности, видеоматериалы. Однако их демонстрация не должна занимать слишком много времени, и каждая демонстрация должна сопровождаться обсуждением.
Повысить эффективность профилактического воздействия на молодежь может использование метода обучения «равный-равному», когда в качестве обучающих выступают сверстники. Этот метод эффективен во многом благодаря тому, что юноши и девушки охотно слушают людей одного с ними возраста. Это особенно очевидно в отношении таких деликатных тем, как секс и сексуальное поведение, поскольку молодые люди могут воспринимать педагогов, родителей и других взрослых с недоверием и стеснением.
Субъекты и объекты профилактики
Под субъектом профилактической деятельности понимается те специалисты и организации, которые осуществляет профилактику (включая планирование профилактических мероприятий и контроль их осуществления)
Основными субъектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:
• специалисты образовательных учреждений;
• специалисты органов управления образованием;
• специалисты, входящие в состав межведомственных координационных советов по проблеме профилактики того или иного заболевания;
• привлеченные специалисты другой ведомственной подчиненности (медицинские работники, работники правоохранительных органов и органов юстиции и др.);
• члены общественных организаций и объединений, занимающихся профилактикой;
• прошедшие специальную подготовку волонтеры из числа родителей и учащихся, подростков и молодежи, других заинтересованных
категорий населения.
Объектом профилактического воздействия является целевая группа, на которую ориентирована профилактическая деятельность.
Необходимым условием эффективной профилактической деятельности является ориентация не только на учащегося, но и на его семью, само образовательное учреждение (включая работу со специалистами и создание определенной профилактической среды в образовательном учреждении), а также на то значимое окружение, которое имеется у учащегося за пределами образовательных учреждений в сфере досуга. Иными словами, согласно современному подходу к профилактике социально значимых болезней и девиаций в образовательной среде, основными объектами профилактического воздействия являются:
• учащиеся;
• семьи учащихся;
• работники образовательных учреждений;
• социальное окружение учащихся в сфере досуга.
При этом целевая группа профилактики рассматривается не как пассивный «материал» для изменений, а как сознательная и активная сила, от которой зависит успех профилактической программы.
Каждый выделенный объект профилактической работы представляет собой неоднородную группу, особенности которой во многом определяют направления профилактической работы и технологии, применяемые в профилактике.
В настоящее время основой подбора содержания и технологии ведения профилактической деятельности среди несовершеннолетних и молодежи в образовательной среде является определение целевых групп по степени вовлеченности в проблему ВИЧ-инфекции
В зависимости от основных объектов профилактического воздействия выделяются следующие направления профилактической работы в образовательном учреждении:
• общая информационно-профилактическая работа со здоровыми учащимися, их родителями и специалистами,
• адресная работа с уязвимыми группами по изменению рискованного поведения,
• психолого-педагогическое сопровождение учащихся с различными заболеваниями,
• поддержка учащихся, контактирующих с лицами, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Программа ФРЕШ
Программа ФРЕШ (FRESH, Focusing Recourses on Effective School Health, http://www.unesco.org/education/fresh) была предложена ЮНЕСКО для оптимизации использования ресурсов образовательной среды, направленных на формирование здорового образа жизни. При этом авторы концепции исходили из трех положений:
• через образовательную среду проходит более 99% детей, что позволяет обеспечить высокую степень охвата профилактическими программами целевой аудитории,
• легче обучить правильному, здоровьесберегающему поведению, чем в последствии переучивать с неправильного поведения на правильное,
• обучение должно вестись как формальными, так и неформальным методами.
Обучение здоровому образу жизни сводится к знаниям, умениям и навыкам, необходимым для профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний (табл. П.1). Формирование этих компетенций происходит последовательно, с учетом возрастных особенностей ребенка. Например, для программ профилактики заболеваний полости рта последовательно будет излагаться информация:
• о необходимости чистки зубов (начальная школа),
• о продуктах питания, позитивно и негативно влияющих на полость рта (средняя школа),
ЮНЕСКО выделяет следующие ключевые направления профилактической работы в школе:
• рациональное питание,
• профилактика насилия, включая суициды,
• личная гигиена,
• профилактика ИППП, включая ВИЧ/СПИД,
• профилактика употребления психоактивных веществ, включая никотин, алкоголь,
• профилактика малярии – в эндемичных регионах.
Программа ФРЕШ предполагает, что профилактика будет осуществляться комплексно. При этом у школьников формироваться навыки, необходимы для эффективной профилактики как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний:
1. Навыки общения и коммуникации:
• навыки межличностного общения (вербальная/невербальная коммуникация, умение активно слушать, выражение чувств; собственная ответная реакция и ответная реакция собеседника),
• умение вести переговоры/отказывать (управление переговорами и конфликтами, навыки настойчивости, умение отказывать),
• Сочувствие (умение слушать и понимать нужды и входить в положение других людей, а также выражать сочувствие).
2. Навыки принятия решений и критического мышления:
• сотрудничество и работа в коллективе (выражение уважения к вкладу других людей и различным укладам жизни, умение оценивать способности других людей и их вклад в работу коллектива),
• навыки пропаганды взглядов (навыки воздействия и убеждения, навыки организации работы и мотивации).
3. Навыки борьбы с жизненными трудностями и самоорганизации:
• навыки принятия решений/решения проблем (навыки сбора информации, оценка последствий совершаемых действий для себя и других, нахождение альтернативных путей решения проблемы, навыки анализа, касающиеся влияния самооценки и собственных установок, а также оценки других людей и их установок, на мотивацию),
Программа ФРЕШ формирования здорового образа жизни в школе
Многие при планировании профилактических программ, особенно касающихся репродуктивного здоровья, исходят из принципа «мы в свое время этого не знали!». Между тем, если ребенку не сообщить информацию по интересующей его теме, то он сам найдет способ получить ее, зачастую в искаженном виде.
Между тем, одного только информирования недостаточно для формирования здорового жизненного стиля. Обязательной составляющей профилактических программ является развитие личностных ресурсов и поведенческих навыков, следовательно возникает необходимость в участии психологов в подобных программах. При решении подобной проблемы должен осуществляться комплексный подход.
Планируя и проводя образовательные программы по формированию здорового образа жизни школьников, необходимо привлекать к ним сверстников, родителей и других значимых взрослых. Любые программы профилактики неэффективны без изменения окружающей школьников среды (рис. П.1). Если не изменить окружение школьников, то оно будет оказывать на них давление. Зачастую это давление негативно и не способствует формированию здорового образа жизни. Особенно часто негативное влияние на школьников оказывают средства массовой информации, Интернет и пример сверстников и взрослых.
К примеру, любые программы профилактики курения, проводимые школой,
будут бессмысленны, если родители дают ребенку деньги на сигареты и
говорят, что разговоры о вреде курения – ерунда. Также эти программы
заведомо будут неэффективными, если ближайшие друзья школьника будут
курить. В то же время эффективность подобных программ может быть выше,
если в них будут участвовать другие значимые взрослые. Например, если о
вреде курения расскажет не учитель, о котором в кулуарах школьники
смогут сказать: «Он ничего не знает», а врач-специалист. Если школьники
осознают, что человек, читающий им лекцию о вреде курения, действительно
владеет информацией по данному вопросу и знает больше них, то вырастет
доверие к подобной информации, что скорее повлечет за собой отказ от
курения или же не позволит школьнику начать курить.
Рисунок П.1. Окружающая школьников среда
Программы профилактики для школьников разрабатываются коллективно, с
привлечением врачей, педагогов и психологов. Медики определяют круг
проблем, на которые может быть направлена программа и обеспечивают
достоверную информацию по проблеме. Педагоги и психологи осуществляют
возрастную адаптацию информации, оценивают педагогическую и
психологическую эффективность программ. Кроме того, педагоги являются
основными лицами, реализующими профилактические программы. Они
контактируют как с детьми, так и с их родителями.Следует помнить, что еще на этапе планирования профилактические программы, должны проходить обязательное согласование. Какими бы безобидными не казались программы формирования здорового образа жизни, все они направлены на изменения стиля поведения детей и подростков, а, значит, затрагивают его психологическую сферу. Обычно программы, направленные на формирование здорового образа жизни должны быть согласованы с:
• родителями (родительским комитетом),
• педагогическим коллективом,
• Департаментом образования территории,
• Департаментом здравоохранения территории,
• Министерством образования и науки РФ,
• Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Каждая согласующая инстанция, орган, имеет свои цели. Так, родители на добровольной основе определяют возможность участия их ребенка в профилактической программе; знакомятся со степенью, глубиной, объемом и способом подачи материала. Особенно это касается программ охраны репродуктивного здоровья. Сама возможность реализации подобных программ должна быть обязательно согласована с родителями, которые должны иметь возможность отказаться от участия ребенка в этих программах в силу личностных, религиозных или каких-либо других убеждений.
Педагогический коллектив рассматривает возможность проведения профилактической программы в данном учебном учреждении, выделяет материально-технические средства для реализации профилактической программы (аудитории, часы и т.д.).
Руководящие органы систем образования и здравоохранения могут выделять средства на реализацию профилактической программы, проводят внешнюю экспертизу, лицензирование программ, а также осуществляют общий контроль и руководство при проведении профилактических мероприятий.
Любая программа профилактики, в том числе, по формирования здорового образа жизни не может строиться по принципу запретов, устрашения или отрицания. Например, в программах по сохранению репродуктивного здоровья слова: «презерватив», «секс», «пол» и т.д. не должны становиться ключевыми.
Основная цель программ профилактики – формирование здорового жизненного стиля и мотивации на здоровьесберегающее поведение. При планомерной реализации этих программ будет происходить формирование ответственности каждого члена общества за свое здоровье и здоровье своих детей.
Обязательно следует учитывать, что любая программа формирования здорового образа жизни должна быть комплексной. Это связано как со сложностью самого понятия «здоровый образ жизни» (рис. П.2), так и существованием множества факторов, воздействующих на здоровье человека (рис. П.3). Только в этом случае формирование здорового жизненного стиля будет являться первичной профилактикой многих заболеваний. При этом под первичной профилактикой подразумевается формирование устойчивости личности и к стрессовым воздействиям окружающей ее среды, обеспечивающее эффективное развитие личности и вследствие социальной среды, ее ресурсов и жизненных навыков.
Рисунок П.2. Основные составляющие здорового образа жизни школьников
Рисунок П.3. Основные факторы, воздействующие на здоровье человека
• Принятие мер по снижению влияния на организм человека вредных факторов;
• Формирование здорового образа жизни:
– создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов, а также путей и возможностей уменьшения этого влияния,
– санитарно-гигиеническое воспитание,
– снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств,
– обучение правильному отдыху,
– привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления;
• Выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов и принятие мер по их устранению;
• Проведение иммунопрофилактики различных групп населения;
• Формирование комплекса мер по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм;
• Оздоровление населения, находящегося под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.
В этой связи само понятие «здоровый образ жизни» меняет свое содержание. Оно начинает включать в себя изменение отношения индивидуума к состоянию личного здоровья, осознание индивидуумом здоровья как одной из ценностей, изменение отношения общества в целом к состоянию общественного здоровья. В данном ключе можно выделить следующие основные составляющие здорового образа жизни:
• Рациональное питание;
• Оптимальная физическая активность;
• Гигиенические мероприятия;
• Отказ от вредных привычек;
• Охрана репродуктивного здоровья;
• Профилактика инфекционных заболеваний;
• Профилактика хронических неинфекционных заболеваний;
• Реабилитационные мероприятия.
Чтобы повысить эффективность формирования здорового образа жизни, при планировании профилактических программ необходимо учитывать исходные знания целевой аудитории. Например, нами при планировании программ обучения профилактике ВИЧ/СПИДа была проведена оценка исходного уровня знаний школьников по данной проблеме. Были установлены удручающие факты. Так, практически все школьники, принявшие участие в анкетировании, не имели систематических знаний по теме ВИЧ/СПИД. Было отмечено, что при возрастании сексуальной активности подростки придерживаются рискованной модели сексуальных отношений. Выявлен рост употребления алкоголя и других психоактивных веществ. При этом более 50% были агрессивно настроены по отношению к ВИЧ-инфицированным. Вследствие этого в обязательном порядке в профилактические программы должны включаться элементы формирования толерантностного отношения к окружающим людям (в частности, к ВИЧ-инфицированным).
Необходимо осознавать, что программы охраны репродуктивного здоровья, профилактики злоупотребления психоактивными веществами и другие профилактические программы могут вызвать нездоровый интерес подростков. Поэтому при их разработке и реализации необходимо активное участие психологов. Любые программы формирования здорового образа жизни, включая программы охраны репродуктивного здоровья, подразумевают участие психологов, т.к. они направлены на изменение установок личности. Минимальный перечень психологических конструктов, усваиваемых на разных уровнях обучения, необходимых для формирования здорового образа жизни, был приведен в разделе 2.9.
Очень важно к программам профилактики привлекать самих школьников и студентов профильных вузов (психологических, медицинских, педагогических и т.д.) в качестве волонтеров. Студенты имеют малую возрастную разницу со школьниками и могут общаться с ними на «одном языке». Однако студенты уже поступили в ВУЗ, т.е. воплотили один из ближайших планов многих школьников, поэтому они одновременно обладают большим авторитом. Тем самым повышается вероятность более легкого восприятия и усвоения преподносимой студентами информации, что приведет к более активному ее применению.
Многие программы формирования здорового образа жизни могут осуществляться за счет инициации творческой активности самих школьников. В рамках специальных тематических уроков можно проводить ролевые игры, осуществлять театральные инсценировки жизненных ситуаций, готовить доклады и т.д. Важным элементом подобной работы является организация научно-проектной деятельности школьников. Она стимулирует школьников к самостоятельной работе, развивает их творческий потенциал, способствует активному усвоению знаний. Например, в рамках реализации пилотной программы обучения профилактике ВИЧ/СПИДа учащимся было предложено самостоятельно подготовить доклады по темам: «Пути и факторы передачи ВИЧ», «Профилактика ВИЧ-инфекции» и др.
Стратегии профилактической работы в учебном учреждении
Наиболее эффективными стратегиями реализации профилактической работы в образовательной среде являются:
11. Просвещение на основе профилактических программ, включенных в учебный процесс, формирование личностно-средовых ресурсов, эффективных стратегий поведения, что будет способствовать формированию ответственности за свою собственную жизнь, осознанный выбор здорового жизненного стиля, приобретение уверенности для противостояния негативному влиянию среды, и минимизацию поведения риска, формирование здоровой системы полоролевой и семейной идентификации личности.
12. Мотивационное консультирование, направленное на формирование мотивации, на изменение проблемного поведения в сторону здорового.
13. Семейное мотивационное консультирование, направленное на изменение проблемного поведения в семье в сторону здорового взаимодействия.
14. Обучение родителей основам воспитания по вопросам здорового образа жизни, в т.ч. сексуального воспитания детей.
15. Создание поддерживающего окружения. Эти стратегии должны гарантировать направление имеющихся ресурсов на расширение прав молодежи на консультативную помощь, программную профилактическую поддержку, медицинское обслуживание и на ликвидацию всех дискриминационных структур и процедур.
16. Охват людей, которые влияют на молодежь. Родители, члены семьи, учителя, старшие люди оказывают большое влияние на молодежь. Когда авторитетные для молодежи люди своими действиями дают пример для подражания и обеспечивают безопасное окружение, доверительные отношения и возможность для самовыражения, молодежь положительно воспринимает инициативы по формированию безопасного поведения.
17. Привлечение молодежи на руководящие роли в противодействии эпидемии нездорового поведения. Для лидерства не существует возрастных ограничений. Молодежь – это ресурс, а не олицетворение проблем. В этой связи необходимо развитие стратегии лидерского и волонтерского движения. Особенно это актуально для ВУЗов, где программы профилактики, в т.ч. ВИЧ/СПИДа должны активно инициироваться и координироваться вузовской молодежью.
18. Мобилизация образовательной системы, которая должна создать основу для всестороннего включения программ профилактики и реализации ее стратегий.
19. Преодоление гендерного неравенства путем защиты прав девушек и расширения перспектив для получения образования и заработка.
20. Недопустимость сексуальной эксплуатации и жестокого отношения к девочкам и мальчикам.
21. Инициирование диалога на деликатные темы. Взрослые и молодежь должны совместно решать вопросы, в т.ч. половой жизни подростков, употребления психоактивных веществ, просвещения в области сексуального здоровья, сексуального насилия, гендерных ролей и общественных традиций.
Формы и методы профилактической работы в учебных учреждениях.
Организационными формами деятельности по профилактике заболеваний в образовательном учреждении могут быть:
• фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история;
• факультативные занятия;
• консультации, организуемые для учащихся и родителей
Дадим краткую характеристику каждой из обозначенных форм работы.
Наиболее массовой формой профилактической работы с учащимися является включение учебных модулей в предметы общеобразовательного цикла. С этой целью необходимо вводить соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана.
Учащиеся могут получить более детальную информацию по проблеме профилактике и научиться навыкам безопасного и ответственного поведения в рамках специально организованных занятий, например, факультативных. Для проведения таких занятий необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами.
Консультации, организуемые для учащихся и родителей, с привлечением специалистов разного профиля, позволяют оказать адресную помощь и дать наиболее востребованную детальную информацию о различных аспектах профилактики.
Вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогической профилактического воздействия является одним из центральных вопросов.
В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста наибольший эффект может принести комбинированное использование элементов различных методов психологического воздействия – арттерапии, сказкотерапии, «классических» дидактических методов и приемов, таких как беседа, дидактические игры и т. д., а также метода групповой дискуссии и ролевых игр, адаптированных для нужд профилактической работы.
Дадим краткую характеристику наиболее подходящим психокоррекционным и дидактическим методам и рассмотрим специфику их применения в работе профилактической работе.
Наиболее адекватным для детей дошкольного и младшего школьного возраста методом психологического воздействия являются сказкотерапия и арттерапия.
Сказкотерапия. Само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе с детьми в рамках профилактики приобщения к психоактивным веществам и половом воспитании обусловлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка. И в то же время, воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, так как затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных «антинаркотических барьеров», наличие которых и признается главным защитным фактором по отношению к возможной наркотизации, а также ценности здорового образа жизни и безопасного и ответственного сексуального поведения.
Эффективным может быть сочетание сказкотерапевтических техник с элементами арттерапии.
Арттерапия – метод, использующийся в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусство.
Основная цель арттерапии – установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка, помогает структурировать его мировоззрение. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с «большим» миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, повышают самооценку и адаптационные способности ребенка, то есть усиливать защитные факторы, направленные на формирование здорового образа жизни.
Поскольку общепризнано, что в детском «конкретном» подходе к миру играет существенную роль активная манипуляция с объектами, особое значение в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста приобретает использование игровых методов, в частности, ролевых и дидактических игр.
Ролевая игра – это метод обучения через практические действия. Фактически ребенку предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить необходимым жизненным навыкам (в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения в наркотизацию или насильственного сексуального контакта).
В работе с детьми значительная роль отводится дидактическим играм. Дидактическая игра может быть и средством и формой обучения и используется при освоении материала в разных видах деятельности детей. Она позволяет обеспечить ребенку необходимое количество повторений определенных действий и информационных материалов при сохранении эмоционально-положительного отношения к выполняемым заданиям.
В рамках информирования о тех или иных заболеваниях детей младшей возрастной группы может использоваться комбинация сказкотерапевтических, игровых и арттерапевтических методов. Так, для большей наглядности можно нарисовать схему, объясняющую работу иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды. Ребенку будет легче понять объяснения, если они будут даваться, например по ходу сказки-игры «Волшебный замок», где организм человека – это замок, в котором живут сказочные жильцы замка (клеточки), есть свои защитники «замка», и «захватчики»-вирусы.
Информирование детей по проблеме здорового образа жизни может проводиться и с использованием традиционных дидактических методов, в частности, рассказа и беседы
Рассказ, объяснение помогают педагогу, психологу донести до детей новый материал.
Беседа предполагает диалог взрослого и детей, дает возможность детям задать интересующие их вопросы, высказать свое отношение к полученной информации.
С помощью словесных методов дети осваивают новые термины, которые постепенно входят в их активный словарь. Как рассказ, так и беседа должны, по возможности, сочетаться с наглядными и практическими методами. Это значительно повышает эффективность усвоения материала, делает его более понятным, доступным.
Наиболее подходящими в профилактической работе практическими методами обучения являются мозговой штурм и групповая дискуссия.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по определенным вопросам. Педагог или психолог предлагает детям высказывать идеи и мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей и мнений, и фиксирует все высказывания детей на доске до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для этого время.
Затем может организовываться обсуждение высказанных идей в группах. Например, с помощью метода групповой дискуссии
Групповая дискуссия – такой способ организации совместной деятельности учащихся под общим руководством педагога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе обсуждения. Использование этого метода в профилактической работе позволяет развить способность ребенка видеть проблему с разных сторон, уточнить собственную позицию по разным вопросам, сформировать навыки конструктивного сотрудничества и принятия группового решения, удовлетворить потребность детей в признании и уважении со стороны сверстников и педагога.
Наиболее оптимальной формой профилактической работы с подростками и молодежью является интерактивный семинар-тренинг. Во время занятий по многим темам следует учитывать психологические трудности аудитории при обсуждении интимных вопросов. Для преодоления этих сложностей важно стимулировать различного рода дискуссии и использовать различные игровые методики.
Во время проведения занятий целесообразно использовать следующие технические приемы: «мозговой штурм», групповую дискуссию, ролевые игры, наглядные методы обучения.
«Мозговой штурм» - способ быстрого включения участников в работу. Ведущий должен быть внимательным и стараться не пропустить ни одного высказывания, так как стеснительным людям бывает трудно высказываться вслух, и если их мнение не было «услышано», они замыкаются и больше не участвуют в занятии. Идеи, высказанные в рамках «мозгового» штурма, могут послужить основой для формирования активной позиции участников по обсуждаемым вопросам, например, с использованием групповой дискуссии.
Групповая дискуссия позволяет всем участникам выразить свое мнение. Это способствует расширении опыта по заданной теме. Кроме того, в процессе дискуссии происходит переоценка не только знаний, но и поведения, формируются новые ценности. Желательно, чтобы количество участников было не меньше 8 человек, но и не превышало 12. Можно разбить группу на подгруппы и определить ведущего в каждой из них.
Формирование и отработка навыков безопасного и отвественного поведения может проводится в рамках ролевых игр.
Ролевая игра – воспроизведение какой-либо жизненной ситуации по тематике занятия. Ролевые игры помогают преодолеть психологические барьеры, когда затронуты интимные вопросы или нужно выразить сои чувства. В то же время в ролевой игре происходит выработка и «апробация» новых навыков. Важно, чтобы участники не играли однотипные роли, и ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то стал «персонажем» в глазах других. Поэтому важно, чтобы во время обсуждения рассматривались не игровые моменты, а чувства участников и трудности при попытке вести себя определенным образом.
Во время занятий хорошо использовать различные иллюстративные, в частности, видеоматериалы. Однако их демонстрация не должна занимать слишком много времени, и каждая демонстрация должна сопровождаться обсуждением.
Повысить эффективность профилактического воздействия на молодежь может использование метода обучения «равный-равному», когда в качестве обучающих выступают сверстники. Этот метод эффективен во многом благодаря тому, что юноши и девушки охотно слушают людей одного с ними возраста. Это особенно очевидно в отношении таких деликатных тем, как секс и сексуальное поведение, поскольку молодые люди могут воспринимать педагогов, родителей и других взрослых с недоверием и стеснением.
Субъекты и объекты профилактики
Под субъектом профилактической деятельности понимается те специалисты и организации, которые осуществляет профилактику (включая планирование профилактических мероприятий и контроль их осуществления)
Основными субъектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:
• специалисты образовательных учреждений;
• специалисты органов управления образованием;
• специалисты, входящие в состав межведомственных координационных советов по проблеме профилактики того или иного заболевания;
• привлеченные специалисты другой ведомственной подчиненности (медицинские работники, работники правоохранительных органов и органов юстиции и др.);
• члены общественных организаций и объединений, занимающихся профилактикой;
• прошедшие специальную подготовку волонтеры из числа родителей и учащихся, подростков и молодежи, других заинтересованных
категорий населения.
Объектом профилактического воздействия является целевая группа, на которую ориентирована профилактическая деятельность.
Необходимым условием эффективной профилактической деятельности является ориентация не только на учащегося, но и на его семью, само образовательное учреждение (включая работу со специалистами и создание определенной профилактической среды в образовательном учреждении), а также на то значимое окружение, которое имеется у учащегося за пределами образовательных учреждений в сфере досуга. Иными словами, согласно современному подходу к профилактике социально значимых болезней и девиаций в образовательной среде, основными объектами профилактического воздействия являются:
• учащиеся;
• семьи учащихся;
• работники образовательных учреждений;
• социальное окружение учащихся в сфере досуга.
При этом целевая группа профилактики рассматривается не как пассивный «материал» для изменений, а как сознательная и активная сила, от которой зависит успех профилактической программы.
Каждый выделенный объект профилактической работы представляет собой неоднородную группу, особенности которой во многом определяют направления профилактической работы и технологии, применяемые в профилактике.
В настоящее время основой подбора содержания и технологии ведения профилактической деятельности среди несовершеннолетних и молодежи в образовательной среде является определение целевых групп по степени вовлеченности в проблему ВИЧ-инфекции
В зависимости от основных объектов профилактического воздействия выделяются следующие направления профилактической работы в образовательном учреждении:
• общая информационно-профилактическая работа со здоровыми учащимися, их родителями и специалистами,
• адресная работа с уязвимыми группами по изменению рискованного поведения,
• психолого-педагогическое сопровождение учащихся с различными заболеваниями,
• поддержка учащихся, контактирующих с лицами, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Программа ФРЕШ
Программа ФРЕШ (FRESH, Focusing Recourses on Effective School Health, http://www.unesco.org/education/fresh) была предложена ЮНЕСКО для оптимизации использования ресурсов образовательной среды, направленных на формирование здорового образа жизни. При этом авторы концепции исходили из трех положений:
• через образовательную среду проходит более 99% детей, что позволяет обеспечить высокую степень охвата профилактическими программами целевой аудитории,
• легче обучить правильному, здоровьесберегающему поведению, чем в последствии переучивать с неправильного поведения на правильное,
• обучение должно вестись как формальными, так и неформальным методами.
Обучение здоровому образу жизни сводится к знаниям, умениям и навыкам, необходимым для профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний (табл. П.1). Формирование этих компетенций происходит последовательно, с учетом возрастных особенностей ребенка. Например, для программ профилактики заболеваний полости рта последовательно будет излагаться информация:
• о необходимости чистки зубов (начальная школа),
• о продуктах питания, позитивно и негативно влияющих на полость рта (средняя школа),
• о составлении рационов питания без ущерба полости рта (старая школа).
Таблица П.1. Примеры знаний, умений и навыков, необходимых для здоровьясберегающего поведения
ЮНЕСКО выделяет следующие ключевые направления профилактической работы в школе:
• рациональное питание,
• профилактика насилия, включая суициды,
• личная гигиена,
• профилактика ИППП, включая ВИЧ/СПИД,
• профилактика употребления психоактивных веществ, включая никотин, алкоголь,
• профилактика малярии – в эндемичных регионах.
Программа ФРЕШ предполагает, что профилактика будет осуществляться комплексно. При этом у школьников формироваться навыки, необходимы для эффективной профилактики как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний:
1. Навыки общения и коммуникации:
• навыки межличностного общения (вербальная/невербальная коммуникация, умение активно слушать, выражение чувств; собственная ответная реакция и ответная реакция собеседника),
• умение вести переговоры/отказывать (управление переговорами и конфликтами, навыки настойчивости, умение отказывать),
• Сочувствие (умение слушать и понимать нужды и входить в положение других людей, а также выражать сочувствие).
2. Навыки принятия решений и критического мышления:
• сотрудничество и работа в коллективе (выражение уважения к вкладу других людей и различным укладам жизни, умение оценивать способности других людей и их вклад в работу коллектива),
• навыки пропаганды взглядов (навыки воздействия и убеждения, навыки организации работы и мотивации).
3. Навыки борьбы с жизненными трудностями и самоорганизации:
• навыки принятия решений/решения проблем (навыки сбора информации, оценка последствий совершаемых действий для себя и других, нахождение альтернативных путей решения проблемы, навыки анализа, касающиеся влияния самооценки и собственных установок, а также оценки других людей и их установок, на мотивацию),
• навыки критического мышления (анализ влияния сверстников и среды,
анализ установок, ценностей, социальных норм и убеждений, а также
факторов, влияющих на них, умение найти интересующую информацию и
источники информации).
Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний
Под редакцией Ющука Н.Д., Маева И.В., Гуревича К.Г.
Москва,2012
(голосов:0)  Просмотров: 4577
Похожие новости
ГЛОССАРИЙГЛОССАРИЙ Образовательная среда — система факторов, обеспечивающих образование человека в конкретных социокультурных условиях. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыковЗаключениеЗАКЛЮЧЕНИЕ Система образования является активным участником профилактики употребления ПАВ в Российской Федерации. Профессиональный, организационный ресурс этой системы и сфера ее социального влияния позволяют в рамках образовательной среды осуществлять комплексное и системное воздействие на установки, интересы и ориентиры несПриложение 17. КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕКОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВВЕДЕНИЕ Распространенность употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) среди несовеЗдоровый образ жизни и профилактика заболеванийВ учебном пособии рассматриваются вопросы здорового образа жизни и профилактики наиболее распространенных и социально-значимых заболеваний. Материал излагается по принципу от простого к сложному и систематизирован по главам. Дополнительные сведения вынесены в приложения. Учебное пособие написано с учетом требований ФГОС 3 поколения. |
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.