Для развития образного мышления ребенка и интеллекта очень важно его общение с книгой. "Читая" ее вместе с родителями, ребенок узнает много новой информации и у него появляются новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.
Книжку с ребенком обязательно нужно читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время. Делайте это регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви.
Первое знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев). Лучше всего начинать с детских стихов и песенок, так как младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Они еще не совсем понимают смысла слов, они уже способны реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса. Все зависит от маминой интонации: если звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.
Начиная с 5-6 месяцев ребенок начинает активно трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. В это время и наступает знакомство малыша с книжками-игрушками, которые помогают у него тактильную память и мелкую моторику. А это стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.
В возрасте от 1 года до 2-х лет у ребенка в лексиконе появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.
В 2 года ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания. В этом возрасте лучше читать с помощью изображения действий, которые происходят в книжке. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом, в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком и так далее.
В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.
Помните, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда его не принуждайте.