Детское питание или о высокой кухне для младшего школьного возраста
Первая мысль, пришедшая на заявленную тему: дети в принципе не любят есть (я имею в виду, конечно, детей более или менее благополучных стран и семей). Может, потому они и растут во всех отношениях быстрее и заметнее, чем взрослые, которые и сами неосмотрительно переедают, и хотят привить эту атавистическую привычку своим отпрыскам. А вот ходить с родителями в ресторан детвора любит, но не с преимущественной целью принятия пищи, а ради общения и новых впечатлений. Значение имеет интерьер заведения: желательно, чтобы помещение было просторным, чтобы было где побегать, развернуться, сыграть в прятки или в индейцев, то есть ресторан для них — это продолжение улицы, которая всегда ассоциируется у них с дополнительными степенями свободы. А еда у юных посетителей ресторана сразу же отходит на второе, на третье, на самое последнее место — пищу они принимают вынужденно, исключительно ради того, чтобы сделать приятное родителям. Иногда мне даже кажется, что ребенок воспринимает любой деликатес как рыбий жир или какую-нибудь иную полезную гадость.
В Москве есть ряд хороших ресторанов, которые в определенной степени можно назвать детскими или имеющими детскую программу. Я со своими двумя мальчиками люблю ходить в «Славянский», славящийся японской кухней, которая радует меня, но не их. А для них главная радость — это игрушечные машинки, вручаемые каждому маленькому посетителю. Эти игрушки, как им и положено, быстро ломаются, но это уже неважно, главное, подарок состоялся, ребенок пережил момент радости, цель достигнута. Не исключаю, что рестораторы намеренно закупают подарочные игрушки, быстро приходящие в негодность, чтобы у клиентов появился повод для следующего семейного выхода в данный ресторан — за новыми машинками.
Идеальное место для воскресных семейных бранчей — ресторан «Причал», месторасположение (Жукоffка) служит ему рекомендацией для передовой публики: ухоженный берег Москвы-реки, ее пока еще относительно чистая на этом отрезке вода, непосредственная близость нескольких наиболее охраняемых государством резиденций, разлитая в атмосфере благостность — словом, практически Карибы. А для детей главное достоинство «Причала» заключается в возможности покататься на лодках или — более того — на понтоне, увенчанном шатром. В этом отношении соперничать с «Причалом» может Sporting Club, расположенный километрах в двадцати за городом на Минском шоссе, сюда особенно влечет мальчишек, потому что можно разглядывать выставленное старинное оружие и наблюдать за стрельбой, которую ведут по тарелочкам профессионалы уровня сборной страны и одержимые любители. Еще два подходящих адреса — «Шинок», в котором по уик-эндам устраиваются кукольные спектакли, а также «Балчуг» за счет того, что там красиво оформляются столы, особенно десертные.
По выходным дням некоторые рестораны ангажируют цирковых артистов и прочих аниматоров, это оправданно: для детей клоун всегда главнее шеф-повара. Но абсолютно игнорировать меню все-таки нельзя, и как бы ни было, а кормить юное поколение необходимо любыми способами. Ясно, что ребенок ест глазами, а его вкусовые и обонятельные рецепторы временно выключаются. Несмотря на то что на дворе кризис, голодающих детей у нас в стране все-таки нет, хочется так думать. В этой связи припоминаю классическое литературное произведение (если не ошибаюсь, рассказ Чехова): бездомного мальчика приводят в ресторацию, и он начинает безудержно поглощать устриц — не потому что приучен к этому гастрономическому изыску, а потому что вообще ничего не ел несколько дней. В наше время я не замечал детской тяги к морепродуктам, хотя лобстеры, омары и те же устрицы выглядят интригующе и вроде бы должны вызывать интерес, хотя бы познавательный. Предпочтение отдается (хотя тоже при некотором насилии со стороны родителей) каким-нибудь безобидным куриным шашлычкам или люля-кебаб, которые в домашних условиях редки. А главное, конечно, это сладости, не существует в мире детей, отказывающихся от десерта, тут уже, как правило, уговоры не требуются и даже наоборот — в определенный момент нужно сказать: стоп, лимит мороженого выбран на месяц вперед.
А как, во что одевать детей, идя в ресторан? В некоторых западных странах, где этому времяпрепровождению обычно предшествует посещение церкви, существуют устоявшиеся требования к дресс-коду: это, как правило, повторение официальной одежды взрослых, но адаптированной к соответствующему возрасту, то есть одежды в несколько стилизованном, маскарадном варианте. Одно время на московских улицах висел рекламный билборд одного из самых элитных ресторанов: мальчик лет пяти сидит за великолепно сервированным столом и со знанием дела уписывает что-то наподобие лобстера, и на все это умиленно взирает дядя-метрдотель, при этом малыш одет чуть ли не в смокинг. С одной стороны, меня эта сладостная картинка смешила, а с другой, настораживала: не вызвала бы она социального действенного протеста со стороны тех наших сограждан, которые не могут позволить себе так кормить и так одевать своих детей. Не нужно особо подчеркивать неограниченность своих возможностей и прививать маленьким созданиям чувство собственной избранности, проще надо быть во всем, в том числе и в выборе детского костюма. И нужно учитывать ту особенность, о которой я уже сказал: ресторан для наших детей — это в значительной мере игровая площадка, поэтому и одеваться нужно проще, чуть по-спортивному — джинсы, свитер, кроссовки, я бы назвал этот стиль casual light. Да и вообще всем нам нужно становиться демократичнее во всем, это касается и еды, и одежды; универсальный совет: пора затягивать пояса, даже и в буквальном смысле — это облагораживающе скажется на вашем внешнем виде и на вашем здоровье, а глядя на вас, и дети приобретут позитивные манеры и взгляды на себя и на окружающую действительность.
Статья Мирослава Мельника «Детское питание» была опубликована в журнале «Русский пионер» №7.