То, о чём вы пишите это кризис 1 - го года жизни (что правильно отметила Natali). Суть его заключается в примитивной физической самостоятельности. Малышка, уже кое-что умеет делать сама, и потому стремиться к ещё большему познанию окружающего. И скорее всего, проявление её поведения связано с тем, что вы что - то не разрешаете ей делать, куда - то идти и т.д. Основная задача малышей этого кризиса – исследовать и понять назначения и свойства окружающих предметов. А взрослые, как правило, этому препятствуют. Потому и возникает реакция протеста.
Что делать?
Задача родителей – обеспечить ей возможность для этой самостоятельности, делать всё вместе с ней, а не вместо неё (обязательно комментируя). Потому что, ведущим становится словесное общение (т.к. возникает потребность в освоении речи). Действуя таким образом, вы благополучно минуете этот кризис, т.к. она получит от вас именно ту реакцию, которую ожидает. Что собственно и необходимо, для следующей ступени развития.И позвольте поправить Natali, осознание себя как личности, характерно для кризиса трёх лет, но никак не для годовалого ребёнка.