Любимый ангелок превратился в маленького демона. Послушный и воспитанный вчера, сегодня он бьется в истерике, грубит и делает все наоборот. Ребенок не слышит уговоров и воспитательных речей. Ребенок неуправляем!
Что случилось?
Кризис третьего года или кризис «Я сам» начинается около 1,5 лет и заканчивается примерно в 3,5 года. Пик приходится на 2,5 – 3 года. Это один из наиболее трудных моментов в жизни малыша.
Как помочь ему и себе?
Если вы попытаетесь сдержать активность и самостоятельность малыша, проблемы и конфликты будут только нарастать. Без кризисов не было бы и развития. Путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризис.
Если внимательнее проанализировать поведение малыша, можно увидеть во всех проявлениях непослушания положительные стороны:
Ребёнок упрямится. Но упрямство – это крайняя степень проявления воли и настойчивости – качеств, очень нужных каждому человеку. Чаще всего малыш настаивает и требует не потому, что очень хочется, а потому, что ОН этого ПОТРЕБОВАЛ. Объясните малышу, почему вы сейчас не можете выполнить его требование.
Ребёнок капризничает. Капризность – демонстрация своей значимости для других, желание привлечь к себе интерес и внимание, это потребность проявить собственное «Я». Дарите малышу больше внимания, даже если он ведет себя плохо.
Ребёнок все делает наоборот. Это негативизм, который даёт возможность ребёнку поступать по-другому, принимать свои решения, проявлять чувство «самости», иметь свои желания и чувство собственного достоинства. Здесь поможет прием «просьбы наоборот». «Правильно, не ешь этот суп, кушать вообще не обязательно, гораздо приятнее спать голодным!»
Ребёнок бывает агрессивным. Агрессия – это крайняя форма проявления самозащиты. Помогите малышу научиться защищать себя без злости, показав своим примером как это можно делать.
Ребёнок становится строптивым, своевольным. Это означает, что малыш уже не беспомощный и стремится к независимости.
Ребёнок бывает замкнутым. Замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, очень необходимого качества в жизни каждого человека.
Старайтесь гасить все конфликты с ребенком еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло. Включай свое чадо в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполнении данного дела. Помогайте ему утверждаться как личности, тогда кризис пройдет легче и быстрее.